- Елена, судя по Вашим постам и рассказам, все сюжеты Вам подкидывает жизнь. А как это происходит технически? Вы сразу придумываете историю, как только встречаетесь с чем-то любопытным? Или у вас есть заветная записная книжка, в которую вы записываете все интересное, чтобы вернуться к этому, когда будет свободное время?- Я бы сказала, что жизнь подкидывает не столько сюжеты, сколько гвоздики, на которые можно вешать картину (спасибо Александру Дюма за этот изумительно точный образ), и в законченном тексте гвоздика уже не увидать. Но он был, и я почти всегда могу сказать, что стало отправной точкой моего сочинительского маршрута. А вот куда этот маршрут заведёт, видно из этой точки не всегда. Бывают сюрпризы. Записная книжка есть, всегда со мной, всякое любопытное и интересное записываю, только читать забываю… Бывает, перелистаешь – ну настоящий калейдоскоп! Такое из головы не выдумаешь, а ведь все это жизнь как она есть. Наверное, из подобных кусочков можно было бы собрать книжку в стиле «Ни дня без строчки», но я этот жанр не люблю. Однако наблюдательность записная книжка отлично развивает.
- А вообще у писателя свободное время бывает? Дети на встречах любят интересоваться у авторов: Сколько часов в день у вас уходит на книгу? Вот и я спрошу: сколько? И для Вас это регулярный труд по расписанию или хаотично по вдохновению?- Во вдохновение я не верю. То, что можно было бы назвать вдохновением, у меня бывает в течение пяти минут после встречи с тем самым «гвоздиком»: высвечивается направление, в котором можно думать. А дальше мысль устраивается в голове и живёт там самостоятельно – чем-то питается, обрастает подробностями… Если выражать в часах, то это 24 часа в сутки. Мне, как хозяйке головы, это очень мешает. Но в какой-то момент – хлоп! – и становится ясно, что всё, мысль уже выросла, и надо её записывать. Вот я и стараюсь сделать это побыстрее, пока не постучал в дверь главный враг прозаика – лень…
- О том, как пришла идея написать про нос Варвары Сидоровой, мы уже знаем. Как думаете, эта книга способна помочь подросткам справляться с мировым злом?- Не знаю. Вот честно – не знаю. Но то, что я для себя смогла сформулировать, что же такое Мировое Зло – это точно. И если книжка поможет кому-то, независимо от возраста, его увидеть, я буду очень рада. Но буду рада не меньше, если она просто развлечёт читателей – мне было очень весело её писать.
- Какие отношения со своим отражением были у Вас самой в подростковом возрасте?- Обязательно поделюсь, как только научусь успевать хотя бы половину…- Качельные – то туда, то сюда. Конечно, чужие носы мне нравились больше. Но однажды, когда я остро завидовала одному носу и думала – вот мне бы такой, пришла мысль: а вдруг этот нос идёт в комплекте с чем-то не таким симпатичным? Со скверным характером, например? Или с косноязычием? Боже упаси, если с отсутствием чувства юмора! Вот так пожелаешь опрометчиво нос – а получишь полный набор проблем. Так что лучше уж быть собой, начиная от носа и кончая всем остальным.- Токсичные слова... они же были и в нашем детстве. Но тогда они были нормой и никто не знал, что они токсичные. Как считаете, когда было легче жить: тогда или сейчас (уже зная про личные границы и опасность со стороны токсиков)?-Как думаете, взрослые, прочитав эту историю, будут внимательнее относиться к своим словам? Или это неисправимо?- Взрослые – они все разные, как, впрочем, и дети. Бывают такие превращения совершенно неисправимых, что я ничему не удивлюсь.- Сами по себе слова не могут быть вредными, злыми или опасными – их делает такими контекст, но в первую очередь, наше восприятие. Оберегая детей от всего подряд, окружая их психологами, спасая их от любых школьных конфликтов, мы делаем их слабыми, нервными, а в будущем – несчастными. Из них вырастают взрослые, которые будут обсуждать с психологами каждый чих своих супругов, не смогут ужиться ни в одном коллективе и т.д., и т.п. А всё потому, что когда-то их приучили видеть в каждой мухе слона, а каждую обидную кличку считать «травлей». Я говорю об этом с полным знанием дела, потому что в школе меня как только не обзывали! Но мне и в голову не приходило обсуждать это с родителями, да и родители, думаю, были бы сильно удивлены, если бы я им стала жаловаться. Нам приходилось справляться с проблемами самостоятельно, и мы справлялись – каждый находил свой путь. Если же всерьёз относиться к «токсичности» слов, лучше жить с затычками в ушах – тогда уж тебя точно никто не заденет и не запрограммирует.- А вот уже во второй вашей книге мирно уживаются и повесть, и рассказы. А что Вам нравится писать больше и почему?- Рассказы читать я с детства люблю. Только не такие рассказы, где нет истории, а есть закамуфлированный разговор автора с самим собой, и читателю достаются сплошные недомолвки и непонятности. И не такие рассказы, которые только начнёшь читать – а всё уже и кончилось. И не такие, где автор читателю – неважно, маленькому или большому – всё подробно разъясняет, как будто считает его глуповатым, не способным понять из контекста, что к чему. И не такие, где сплошь описания, описания, описания… Поэтому, как вы понимаете, пришлось писать рассказы самой – такие, чтобы мне интересно было их читать. Я пишу рассказы и для детей, и для взрослых, и меня особенно радует, что написанное для детей взрослые читают с неменьшим удовольствием. К повестям я пришла позже, и это оказалось тоже интересно – написать то, что мне самой понравится. Для этого жанра, говорят критики, нужно обладать длинным дыханием. Ну что ж – я тренирую лёгкие. Впереди роман. Что же касается самой книги, то в восьмитомнике Конан Дойля, зачитанном мною в детстве до дыр, почти в каждом томе идёт сначала повесть, а потом несколько рассказов. Мне такое сочетание сразу понравилось – вот тебе история на три дня, а вот на полчаса, если времени нет. Так что и мои читатели тоже получают под одной обложкой истории на выбор.- И аналогичный вопрос, но уже про стихи и прозу.- Быть одновременно и поэтом, и прозаиком – трудно. Очень трудно. Стихи не любят конкуренции. Поэтому сейчас я почти не пишу стихов. Радует только то, что я уже написала их достаточно, чтобы разрешить себе прозаическую паузу. Надеюсь, они не обидятся, подождут…- Свои стихи вы вместе с мужем превращаете в песни, которые становятся прям такими мини-спектаклями. А нет идеи как-то озвучить и прозу?- Идея такая была, и мы даже записали видео: я читаю повесть «Привидение Картофельного дворца» в самом Картофельном дворце в окружении дачной разновозрастной публики. Повесть немаленькая, читать пришлось с перерывами. Но совершенно мистическим образом эта запись пропала. Видимо, Привидение решило: пусть сначала появится книжка. Теперь книжка издана – можно попробовать ещё раз.- А поделитесь с читателями своими секретами: как Вы все успеваете?
Заполните форму обратной связи, для консультации с нашим ведущим специалистом или позвоните сами по номеру +7 (495) 617 3960