С раннего детства меня окружали книги. Их было много, они были везде: на полках, в книжных шкафах, на стеллажах, письменном столе, тумбочке, на кровати у подушки. Папа преподавал физику в институте, мама там же математику, поэтому было много учебной и научной литературы, а также всяких художественных и научно-популярных книг.
В начальной школе я с увлечением читала «Занимательную физику» и «Занимательную астрономию» Перельмана и в одной из них впервые встретила слово «гипотеза». Оно мне очень понравилось, я его про себя произносила «гипотёза», потому что уже привыкла, что в изданиях часто не ставят две точки над буквой Ё. Но значение этого красивого слова было мне неизвестно, и я спросила у мамы: «А что такое „гипотёза”?» Раздался звонкий смех.
— Гипóтеза! Вот как правильно! Это значит „предположение”!
— Фу, какое некрасивое слово, — ответила я. — „Гипотёза” гораздо лучше.
Без книг я не могла жить, неинтересных не было вовсе, особенно интересные читала запоем, забывая обо всём на свете.
Я училась в пятом или шестом классе, когда у нас дома появился роман «Четыре танкиста и собака». Я открывала страницу и переносилась куда-то далеко, переставая замечать то, что творилось вокруг. Когда второй раз подряд сожгла яичницу на сковородке, рассерженная мама выхватила книгу из моих рук, рывком открыла форточку на кухне и выбросила книжку. Я в ужасе подошла к окну, посмотрела вниз — томик лежал на снегу. Быстро оделась, выбежала на улицу — книги и след простыл. А ведь был тёмный вечер, и вроде прохожих никого. Но хорошая книга в советское время считалась лучшим подарком. Как я горевала...
Мне было девять лет, когда мамина знакомая подарила книгу «Легенды и мифы Древней Греции». С каким наслаждением я её читала и перечитывала! Боги и герои стали моими невидимыми спутниками, я постоянно о них думала и знала многие мифы чуть не наизусть, хотя далеко не всё понимала, а кое-что просто путала. Когда через полгода после знакомства с этой книгой я заболела какой-то противной простудой и лежала с высокой температурой, вдруг сочинились стихи и я без конца их напевала. Даже спустя полвека кое-что помню:
В царстве подземном Аид,
Очи его так сверкают.
Вешает души Аид,
В тёмный Тартáр их бросает. (Это куплет.)
Аполлон же на кифаре с музами играет,
Ну, а Зéвес в дальний путь Гéрмеса посылает. (Это припев.)
В «Легендах и мифах» не были проставлены ударения, так что многие имена я произносила на свой лад. Прошу прощения за эти и другие неточности. Главное — под влиянием книги Николая Куна моё воображение заиграло новыми красками.
Что бы вообще я делала без книг? Не могу себе представить.
Буквам и чтению по слогам меня научила мама, но в памяти осталось, что читать в шесть лет я стала благодаря мальчику Гере, который был тогда третьеклассником, пионером и казался мне очень взрослым. Он был сыном наших соседей, катал меня на велосипеде и подарил одну детскую книгу, которую я очень любила. К сожалению, она потерялась, я забыла её название, зато помню очарование этой книги.
Это была какая-то прекрасная тайна: каждый день я читала стихи, листала страницы, рассматривала рисунки, проговаривала знакомые строчки, но мне не надоедало, более того, открывалось что-то новое в уже знакомом, как будто рождалось прямо здесь, сейчас, на моих глазах.
Таким свойством обладают хорошие книги: они открывают читателям новые миры, зовут творить вместе с автором, становятся импульсом для воображения, создания в сознании разнообразных образов, звуковых и иных картин. Не удивительно, что некоторые люди, любящие читать, в какой-то момент чувствуют потребность написать свою книгу.
Так было и в моём случае.
Но сначала я родилась в 1963 году в городе Тобольске, окончила в своём родном городе среднюю школу № 1, затем пединститут им. Д. И. Менделеева (филологический факультет), поработала в школе учителем русского языка и литературы, в нескольких вузах (в разных городах) преподавателем кафедр русского языка и общего языкознания.
Особое место в моём сердце занимают мои бывшие ученики, особенно самые первые — четвероклассники средней школы № 9 города Тобольска. Было это в далёком 1987 году, когда я только окончила вуз и пришла работать в школу. Я ещё немного помнила себя в этом возрасте и очень хотела, чтобы мы подружились.
Конечно, главное для учителя — учить, это суть профессии, но ещё и воспитывать, ходить с ребятами на каток и в походы, проводить викторины, классные часы, праздничные вечера, игры и конкурсы, думать о будущем этих детей, ставших родными, общаться с их родителями, замечать изменения в поведении и настроении и любить своих учеников всем сердцем.
Меня всегда интересовал мир детства. Так хотелось не утратить детскость — умение удивляться и радоваться окружающему, совершать каждый день настоящие открытия. Так хочется проложить тропу к сердцу юного читателя, стать его другом, вместе пойти к манящим далям, сделать фантазию былью.