Книги Екатерины КАРЕТНИКОВОЙ любят и подростки, и взрослые. Многие ее повести становились финалистами и победителями самых престижных литературных конкурсов. В частности, повесть «Вирта», вошедшая в книгу «Маршрут не построен», в 2020 году была в шорте КНИГУРУ. Мы задали Екатерине несколько вопросов о новой книге, о жизни – в сети и реале и о творческих планах, конечно.
- Екатерина, две повести, недавно вышедшие в Аквилегии под одной обложкой, объединены общей темой «безопасность в сети». Почему вы обратили внимание именно на эту тему?
- В последнее время жизнь в сети и у подростков, и у взрослых занимает все больше и больше реального времени. Мы знакомимся в интернете, общаемся, думаем о сетевых знакомых, переживаем то, что происходит с нами в сети, иногда даже острее событий, происходящих в реале. И часто относимся к сетевым знакомым так же, как относились бы к реальным. А они могут оказаться совсем не такими, как мы себе их представляем. Иногда это не имеет особого значения, но иногда это опасно. И хорошо бы, по возможности, трезво посмотреть на сетевых знакомых и лишний раз не подвергать себя опасности.
- Вообще общение в сети – так же оно важно в жизни, как живое общение? И что лично для вас значат соцсети?
- Сказать, что сетевое общение не так уж важно, боюсь, я уже не смогу. Да, оно важно, оно вросло в нашу жизнь и уже трудно представить свою жизнь без сети. Для меня – это в первую очередь возможность общаться с близкими по духу людьми, которые находятся где-то далеко. Сеть сокращает эти расстояния, позволяя спокойно разговаривать не только с соседями или друзьями, живущими в соседнем дворе, но просто с тем, с кем интересно. И не важно, что между ним и тобой иногда сотни, а иногда и тысячи километров.
- А у вас было такое, что человек, не знакомый в жизни, стал дорог и важен - в сети?
- Совсем незнакомый человек – пожалуй, нет. Но едва знакомый в реале – да. Так же, как было и наоборот. Я знакомилась в сети с кем-то ближе, чем в жизни, и понимала, что мне с этим человеком не по пути. Еще были ситуации, когда мы знакомились в сети, а потом встречались в реальной жизни и дальше знакомство было уже реально-виртуальным.
- Как вам удается так точно описывать девчачьи переживания? Много ли в этих героинях от вас самой?
- Я почему-то очень хорошо помню, как сама была девчонкой, как влюблялась, как делала глупости, которых можно было бы избежать. Это во-первых. А во-вторых, мы, конечно, взрослеем, и жизнь у нас меняется, но эмоции остаются. Иногда почти прежними. В моих девчонках эмоции уж точно мои. А вот поступки – далеко не всегда
- Почему среди ваших книг повестей для подростков больше, чем сказок для маленьких? Вам интереснее именно этот возраст? Почему?
- Я пишу и сказки для маленьких, и повести для подростков. Не могу сказать за всех авторов, но у меня сказки придумываются на самом деле редко. Должно произойти что-то необычное, чтобы я начала писать сказку. А в повестях для подростков я живу. Возможно, каждый из нас выбирает свой любимый возраст – тот, в котором ему было комфортнее (а иногда и наоборот – больнее) всего. Тот, о котором хочется рассказывать или не получается молчать. А если задуматься, почему подростковый возраст интересен, я бы ответила, что подростки – это уже фактически взрослые люди, но они лишены жизненного опыта. И поэтому иногда способны на поступки, невозможные ни для детей, ни для взрослых. А еще, к сожалению, они очень уязвимы. Дети доверяют взрослым. Подростки к взрослым часто относятся уже настороженно, но самим им нередко очень трудно решить проблемы, которые перед ними возникают. Но иногда может помочь книга, в которой с героем случилось что-то похожее.
- Есть ли у ваших героев прототипы? И вообще – много ли вы подсматриваете в жизни для своих историй?
- Да, у многих героев есть прототипы. Но это не значит, что герой - копия прототипа. Просто я беру какие-то черты характеры, иногда поступки, иногда реальные эпизоды из жизни.
- Одно время вы даже задавали подписчикам в сети вопросы, как бы они поступили в той ли иной ситуации, что думают по поводу того или иного поступка героя? Помогают ли такие советы читателей в работе над рукописью?
- Советы читателей безусловно помогают, хотя бы тем, что дают посмотреть на ситуацию с неожиданного ракурса.
- В ваших книгах всегда много Петербурга и его окрестностей. Это просто потому, что эти места знакомы, или это – любовь?
- И то, и другое. Я живу в Петербурге. Каждое лето езжу в Ленинградскую область, на Карельский перешеек, на реку Вуоксу, на озера, которых у нас великое множество. Это удивительно-прекрасные места. Невозможно, по-моему, там быть и их не любить.
- Многие ваши повести – финалисты КНИГУРУ и других премий. Как вообще относитесь к литературным конкурсам? Волнуетесь? Любите? Посоветуете начинающим авторам непременно участвовать или, наоборот, воздержаться от участия?
- К конкурсам отношусь с большим интересом. Бывает, что волнуюсь, особенно, в какие-то моменты. В принципе, наверное, главное для меня это то, что благодаря конкурсам я познакомилась с людьми, которые занимаются тем, чем я, любят, то же, что я. У нас много тем для разговоров, мы можем делиться прочитанным и написанным. А это очень важно – когда есть люди, которым интересно то же, что и тебе. И особенно, которые могут поддержать и которых можешь поддержать ты.
Начинающим автором я бы посоветовала участвовать в конкурсах и для того, чтобы познакомиться с другими авторами, и для того, чтобы о них узнали специалисты и читатели. А возможно, так начнется их писательская жизнь. В конце концов, моя первая книжка «Зимняя сказка» вышла именно благодаря конкурсу, организованному издательством «Настя и Никита».
- Ваша дочь уже читает сама. Но продолжаете ли вы читать ей вслух? Какие книги можете посоветовать для совместного чтения?
- Мы читаем вслух, это одно из любимых семейных развлечений. Каждому, конечно, нравится что-то свое. Моей дочери очень понравились повести про Эмиля Астрид Линдгрен. А сейчас мы с восторгом читаем «Дневник Кото-сапиенса» Тамары Крюковой.
- Ну и традиционный вопрос, который от этого не становится менее важным и интересным для всех читателей. Над чем сейчас работаете?
- Пишу психологическую повесть о девочке, у которой случилась очень большая трагедия в семье. А еще пишу в соавторстве фантастический роман про писателя. Причем, писатель – персонаж, хоть и главный, но не самый положительный.
Мы благодарим Екатерину Каретникову за интересный разговор и с нетерпением будем ждать новых книг!